На K-Tech Summit 2024 прошла панельная дискуссия «Дилемма data management: кто отвечает, владеет, монетизирует данные?» Предлагаем вашему вниманию мнения спикеров.
Руслан Омаров, СЕО, Первое кредитное бюро:
– Мастер-дата, в первую очередь, про качество данных. Каждому важно понимать, что он работает с эталоном данных. В конечном счете, это приводит к повышению операционной эффективности.
– Полезность data management мы ощутили, когда Министерство цифровизации стало выводить на рынок проактивные сервисы, предоставляющие населению те или иные государственные услуги. Родился ребенок – тут же выдали свидетельство о рождении. Попал в трудную жизненную ситуацию – оперативно выплатили пособие. Все это стало возможным благодаря «Цифровой карте семьи», в создании которой мы тоже участвовали. И здесь большая заслуга данных, собираемых о гражданах.
– За данные в компании отвечают все. Даже девочка-операционистка в колл-центре. Почему? Потому что монетизация не прощает ошибок. Если кто-то хочет купить у меня данные, то он смотрит на качество этих данных, которое зависит от каждого человека, эти данные собирающего.
– В развитых странах, где грамотно работают с данными, рынок оценивается в 5-7% от ВВП. Мы в Казахстане должны целиться хотя бы в 1% от ВВП. Если у нас сейчас есть 0,05% сформированного рынка, то это уже хорошо. Так что у нас огромный потенциал: если мы достигнем хотя бы 1% от ВВП, это уже 1 трлн тенге.
Малик Амардинов, СDO, Kcell:
– Сейчас хорошо продается аналитика, которая кастомизируется под клиентов.
– По большому счету, данные нужны для оценки текущего состояния компании и понимания того, что ты делаешь. Если процессы правильно построены, то свою деятельность ты меряешь не по ощущениям, а по графикам, дашбордам, и можешь планировать развитие бизнеса.
– CDO в большей степени ответственен за процесс и формирование культуры по работе с данными. А конечное владение остается на бизнес-аналитиках, заказчиках, СЕО, в том числе. То есть, выделить одного человека, который будет отвечать за все данные в компании, нереально – у всех есть свои интересы. Поэтому важно, чтобы все сотрудники компании участвовали в data management, ведь CDO не может отвечать за ввод данных в систему.
– Самая страшная data – это excel-data. Почему-то людям нравится быть умнее, чем вся компания, и держать информацию в своей таблице, не делясь ни с кем. Это вопрос к корпоративной культуре и процессам.
Байжан Канафин, Председатель Правления, ЧК Documentolog Global Limited:
– Любой бизнес – это про продажи и управленческие решения. И принимать решения нужно на основе данных, чтобы быть успешным на рынке, больше продавать и увеличивать доход.
– Данные в конечном счете нужны собственнику бизнеса, но в идеале владельцем данных является CDO, если такой в компании предусмотрен. Тогда собственник бизнеса работает напрямую с CDO.
– На протяжении последних двух лет мы внедряем искусственный интеллект в свою систему Documentolog, чтобы у наших клиентов было понимание, насколько они эффективны, сколько задач за месяц создали. Таким образом, мы помогаем компаниям делать их работу прозрачной.
Сакен Кудияров, Руководитель направления BI и аналитики, Magnum Cash & Carry:
– Начинать надо с создания методологии по управлению данными, и дальше уже строить мастер-данные. Также есть необходимость в создании data-офиса, чтобы он был владельцем данных.
– Ключевые задачи по управлению данными: скорость получения данных и их качество.
– Проблемой может быть то, что люди интерпретирует одни и те же данные по-разному. Поэтому в компании нужна база знаний по анализу данных, чтобы определять их качество и принимать правильные решения.
Евгений Щербинин, CEO, Managing Partner Prime Source:
– Данные помогают нам решать следующие задачи: 1) экономить или больше зарабатывать за счет новых возможностей; 2) обмен данными между организациями помогает формировать новые бизнес-модели; 3) сбор данных на уровне страны и обмен ими между государствами.
– На следующем этапе важно научиться свои данные обогащать данными партнеров. Но чем мало кто пользуется, так это внутренний учет и систематизация. Условно, никто не считает эффективность станка или доход от той или иной железнодорожной ветки. Если так глубоко смотреть в данные о своем предприятии, то можно отсечь непродуктивные бизнесы и наоборот усилить наиболее перспективные.
– Сегодня доход дает шеринг информации между компаниями, который позволяет повысить продажи уже существующих продуктов, либо разработать новые.
– Опираясь на модели зрелости компании, могу сказать, что если собственник заинтересован в data management, то его компания будет генерировать больше всего данных, бежать впереди конкурентов. Второй вопрос: как настроить управление данными, включая бизнес-каталог, распределить категории данных между подразделениями, выставить для них KPI’s по качеству данных внутри домена – в этом роль CDO. За генерацию конкретных данных и их качество отвечают уже конкретные подразделения. В зависимости от зрелости компании проникновение менеджмента в процесс управления данными будет соответствующим.
Олег Ханин, СЕО, Kommesk:
– Данные однозначно помогают нам в принятии решений, поскольку дают понимание поведения клиентов.
– Одна из задач, которую должны решать данные, состоит в выявлении хороших клиентов (с меньшими рисками, с высокой платежеспособностью, ответственных) и отсечении плохих клиентов, которые приносят убытки.
– Самые главные люди в data management – это бизнес-аналитики, люди, которые вводят данные, отвечают за их качество.
– Ситуация с персональными данными сильно усложняет бизнес, которому нужно постоянно делать запросы на их использование. Откровенно говоря, люди свои данные уже везде оставили – во множестве магазинов и в государственных сервисах, так в чем же проблема – дайте бизнесу уже работать, освободите ему руки.
– Именно частный бизнес создает прогресс в data management, у него постоянно появляются те или иные инициативы. Роль государства в том, чтобы поддерживать эти инициативы и дать возможность бизнесу интегрироваться с государственными данными.
Посмотреть панельную дискуссию целиком вы можете здесь:
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, Centras Group