Удвоение ВВП в Казахстане к 2029: миф или реальность?

Вы сейчас просматриваете Удвоение ВВП в Казахстане к 2029: миф или реальность?

Этот вопрос был поднят на CFO Summit 2024. При его обсуждении эксперты пошли дальше, пытаясь понять, что важно сделать для того, чтобы страна и ее экономика развивались.

Алмас Чукин, Управляющий партнер Visor Holding:

– У нас ВВП на душу населения достигло $15 тыс. на человека. Мы достигли уровня бедной европейской страны. У Киргизии всего $2 тыс. на человека. Но качество жизни ведь там не в 7 раз ниже, чем в Казахстане. Куда тогда деньги деваются? Получается, что мы усугубляем неравенство в нашем обществе. У нас уже три неравенства: между городом и деревней, между регионами, между богатыми людьми, которые составляют узкую группу, и большое количество населения с низкими доходами.

– Когда мы говорим про человеческий капитал, то стоит обратить внимание на то, что Казахстан тратит 5,3 трлн тенге, а это 20% бюджета, на образовательный сектор. У нас самая популярная профессия – это учитель. Их по стране насчитывается 600-700 тысяч, и это не считая вузовских преподавателей.

Ораз Жандосов, Директор РАКУРС:

– Удвоение ВВП нужно для того, чтобы повысить благосостояние населения страны. Сделать это без увеличение бюджетных расходов невозможно. Тем более, учитывая, что во власти у нас не революционеры, а умеренные консерваторы.

– Лет 7 назад Ельдар Абдразаков инициировал принцип «Yellow Pages Rule» (указом президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства в тех секторах, где частный сектор уже присутствует – ред.). Но, очевидно, что государство его не соблюдает.

– Изначальная концепция Нацфонда, созданного в 2001 году, разрушается правительством. Без наведения в порядок всей конструкции фонда, который должен был страховать экономику при падении цен на сырье, а также дать больше устойчивости фискальной политике, достичь низкой инфляции будет сложно.

– Прежде всего надо атаковать неравенство в возможностях. И здесь образование и базовое здравоохранение являются ключевыми вещами. Нельзя сказать, что в этих направлениях ничего не делается. Делается, мы это видим по росту зарплат. Но вся система все равно сильно инерционная, требует не только хороших планов, но и имплементации, с чем у нас всегда проблемы. Что касается неравенства результатов, то оно во многом зависит от сегодняшнего распределения богатства, в том числе экономического.

– Я лично сторонник прогрессивного подоходного налога. Также улучшение налогового администрирования с применением цифровизации и ИИ может добавить 2-3% роста ВВП. А в остальном, конечно, нужно увеличивать экономический «пирог» – другого пути нет. И в этом смысле нужны радикальные реформы по бизнес-климату.

Айдархан Кусаинов, Директор QAMaxis:

– Экономика вряд ли увеличится в два раза, исходя из того плана, что есть у правительства. С одной стороны, номинальное увеличение ВВП в два раза – это легко. Мы и за четыре года это делали, и за три. Это игра со статистикой. А вот реальное удвоение ВВП уже недостижимо. Но оно даже не планируется властями. Просто потому, что бюджет у нас дырявый. Когда на конец года не хватает 1,3 трлн тенге, делается трансфер из Нацфонда по кривой схеме.

– Вся наша экономическая история строится на мысли, что если мы хотим быстро расти, то нужно помогать бизнесу. Если хотим помогать бизнесу, то нужно делать большие госзакупки или льготные кредиты – все это будет получать только определенная категория предпринимателей, а значит неравенство увеличится.

– С теми планами, которые нарисованы властью, не стоит ожидать прорывов. При отсутствии грамотной макроэкономической политики весь планируемый двукратный рост ВВП будет сконцентрирован на узких секторах, которые у нас раньше назывались «30 корпоративных лидеров», «30 прорывных проектов» и т.д. У нас эта магическая цифра «30» с периодичностью в 7 лет появляется. Только под разными флагами.

Екатерина Бенджамин, Country Officer for Kazakhstan IFC:

– Если смотреть на циклы, то в период 2000-2007 годы рост ВВП в Казахстане составлял 9-10%. Это были шикарные темпы роста. Они основывались на том, что были предприняты серьезные реформы, направленные на приватизацию и увеличение частного сектора. Также была разработана платформа для юридической базы, которая поддерживала развитие бизнеса. Потом мы замечаем следующие 7 лет, в течение которых экономика страны растет по 1-2% в год. Начиная с 2015 года начинается умеренный рост экономики в районе 4% в год, что говорит об отсутствии структурных изменений. Чтобы выйти на новый уровень нам нужны существенные реформы. Есть препятствия: большое участие государства в экономике, у нас существуют монополии, которые сдерживают развитие конкуренции.

– У Казахстана есть большой потенциал для привлечения иностранных инвестиций. С нашим кредитным рейтингом «ВВВ» у нас есть резерв в 30%. Государство сохраняет долг в пределах 25% от объема ВВП. Всемирный банк выпустил недавно отчет, в котором говорится, что последнее десятилетие – это потерянные годы для реформ. Ничего особо не делалось для развития страны. Не было инноваций. Иностранные инвестиции могут прийти в Казахстан, но нужно четко сказать, что и как мы развиваем. Инвесторы приходят на рыночные ставки, а когда мы из Нацфонда начинаем субсидировать ставки, то это разрушает рыночные отношения. Уж лучше провести приватизацию: государство получит деньги в казну, а экономика – более динамичный частный сектор.

– Сложность казахстанской экономики в том, что мало лидеров отраслей – средних предприятий с оборотом хотя бы $50-100 млн в год. У нас такого рынка нет. Либо гигантские государственные предприятия, либо мелкие, которые недостаточно привлекательны для финансирования, внедрения новых технологий, проведения исследований, чтобы таким образом увеличивать экономику, которая в свою очередь будет наращивать банковскую систему.

– По нашей статистике, в Казахстане 60% богатства находится в руках 5% населения. Тогда как 10% самого бедного населения владеют 5% богатства. Доступность ресурсов в регионах – вопрос, который нужно решать.

– При больших возможностях Казахстана у нас до сих пор остаются школы с трехсменной системой обучения.  Остаются весьма ограниченные возможности для детей по занятию спортом. На примере развитых стран мы видим, какие там есть условия для детского спорта и досуга. Поэтому в сфере образования надо развивать государственно-частное партнерство (ГЧП), в котором бы частный сектор мог бы обеспечивать школы услугами.

Еркин Татишев, Основатель Kusto Group:

– Я верю в силу частного капитала. Она скрыта в росте внутреннего потенциала подрастающего поколения. Нужно подкрепить рост инвестициями, желательно внутренними. И если мы говорим об удвоении ВВП, то нужна сбалансированная политика, выработанная правительством совместно с Нацбанком, чтобы кредиты стали доступны для бизнеса. Со ставками в 20% далеко не каждый готов работать. Все хотят работать с субсидируемыми ставками, что также увеличивает расходы бюджета. В итоге, мы получили неожиданный поворот – объем потребительских кредитов превысил объем корпоративных.

– Сейчас вход на банковский рынок Казахстана составляет $100 млн. Это очень много. Поэтому у нас нет городских банков, региональных. У нас вообще нет разнообразия банков! Всего 2-3 банка присутствуют на рынке корпоративного финансирования. Это два-три человека решают, как кредитовать ту или иную отрасль. Надо вернуть конкуренцию в банковский сектор, убрать чрезмерное вмешательство государства. Причем сделать это легко: снизить планку для банков разных уровне, и инвестиции сразу придут, мы начнем толкаться и бороться за клиентов.

– В Казахстане, во-первых, надо пересмотреть разрешительную систему – у нас все также годами можно получать разрешение на строительство, например, заправки, выделение земли под нее. Во-вторых, все-таки нам нужно придерживаться принципа «Yellow Pages Rule», чтобы развивать рыночные отношения и сократить долю государства в экономике. В-третьих, для страны важен человеческий капитал – в его качество нужно инвестировать в приоритетном порядке. У нас есть сильная нехватка квалификации кадров и их мотивации. Для этого не нужно много денег, при правильном подходе даже небольшие инвестиции могут дать огромный эффект.

Мурат Темирханов, Советник Председателя Правления Halyk Finance:

– Сейчас в Казахстане расходы превышают доходы, разница закрывается за счет накоплений Национального фонда. А с реформой бюджета у нас очень большие проблемы. Взять, к примеру, 2023 год – 5,3 трлн тенге составил трансфер из Национального фонда. А ведь, когда цены на нефть высокие, как сейчас, то мы наоборот должны накапливать в фонде, чтобы пережить трудные периоды. А для нас трудный период, если цена на нефть упадет до $40 за баррель и будет держаться на этом уровне года два. Это будет катастрофа для Казахстана. А мы вместо того, чтобы выстраивать контрцикличную политику, тратим деньги из фонда, когда цена на нефть составляет $80 за баррель. Задрали расходы, которые потом сложно будет профинансировать.

– На конец 2023 года в Казахстане кредиты бизнесу составляли 11% от объема ВВП, это если считать с кредитами от государственных институтов развития. Это крайне низкий уровень по международным меркам. А если считать без государственных кредитов, то вообще получается 8%. Банковские кредиты растут меньше роста ВВП, и их доля сокращается. И все из-за вмешательства государства в дела экономики. У банков, на самом деле, избыточная ликвидность, которая направляется в госбумаги – ноты и облигации. Кредиты у банков никто не берет под 20% (и это рыночная ставка, которая учитывает инфляцию, кредитные риски и т.д.), поскольку по госпрограммам можно получить деньги под 7%. Если бы государство не увеличивало бы расходы, пользуясь трансферами Нацфонда, то инфляция сейчас была бы 5-6%, ставка банков по кредитам снизилась бы до 12%, это уже приемлемо для бизнеса.

– Сейчас МСБ в кредитном портфеле банков Казахстана занимает 36%, но даже это игра со статистикой. Мы должны стремиться к 60%.

Следите за нашими новостями на InstagramFacebookYouTubeTelegrame

Всегда Ваш, Centras Group