Рамиль Мухоряпов: “Казахстану нужно находиться не там, где шайба, а там, куда она летит”

Вы сейчас просматриваете Рамиль Мухоряпов: “Казахстану нужно находиться не там, где шайба, а там, куда она летит”

В рамках Kazakhstan Growth Forum мы проводим исследование по конкурентоспособности и инновационности в Казахстане. Полная версия исследования будет представлена на К24: Kazakhstan Growth Forum. Своим мнением поделился Рамиль Мухоряпов, CEO Chocofamily Holding:

– С точки зрения различных бенчмарков Казахстан входит в топ-10-15, может быть, 20 самых продвинутых стран мира. В текущий период основные сложности – майндсетные: как наши предприниматели воспринимают и технологии, и свои возможности. Многие казахстанские предприниматели, в том числе и Choco, зачастую думают о создании каких-то продуктов внутри, то есть только для Казахстана. А как только ты начинаешь думать внешним рынком, как стать глобальным лидером в чем-то, то вот этот майндсет может все менять. Я рад, что появляется первый класс предпринимателей, в том числе технологических, которые смело идут в мир и стараются делать какие-то продукты, которые могли бы забрать свои золотые медали уже на глобальной арене. Достаточно даже одного-двух примеров, чтобы почти все стали так мыслить.

Следующая большая история – это искусственный интеллект. Эта веха похожа на период, когда только появился AppStore, сам по себе рынок приложений. Появился целый ряд огромных компаний – Uber, например, Spotify, которые стали создавать приложения. Те же WhatsApp, Instagram и так далее создали целую индустрию. Сегодня мы тоже на таком большом переломе, когда, скажем, AI-терапевт может заменить вообще всю телемедицину. Мне кажется, что если сегодня находиться вот в этой парадигме, думать, как AI поменяет индустрии – это очень дружеская позиция.

Сегодня рынок доставки еды, где оперирует ChocoFood – это рынок совершенной конкуренции в Казахстане. Все крупнейшие мировые компании здесь присутствуют: Wolt, Glovo, Delivery Hero, Яндекс. Сначала непонятно, как с такими гигантами работать. А потом появляется понимание, что есть ниша. Можно приспособиться к любой конкуренции, не надо бояться. Ребята из других стран ничуть не талантливее или умнее. Поэтому мы вполне можем делать продукты мирового уровня. Нам нужна прозорливость, чтобы понимать, какой следующий большой шаг сделать, чтобы находиться не там, где шайба, как в английском говорят, а там, куда она летит. Это важное качество. Как и то, что называют антихрупкостью, или умением быстро приспосабливаться. Но в случае с узконаправленным рынком, например, искусственного интеллекта, нужно двигаться в другую сторону и перестать делать привычные вещи.

Следите за нашими новостями на InstagramFacebookYouTubeTelegrame

Всегда Ваш, Centras Group