«Мы даем казахстанскому потребителю премиальный продукт»

Основатель Группы компаний «Сентрас» Ельдар Абдразаков дал интервью каналу «Форбс Казахстан»:

– Мы решили концентрироваться на премиальных продуктах. Почему для нас это важно? Потому что, как только вы занимаетесь дешевыми продуктами, то возникают ассоциации с Советским Союзом, когда запорожец считался вечным автомобилем. Почему вечный? Потому что купишь – потом не продашь. То есть, в стране очень много дешевой продукции, но крайне мало качественной. Поэтому мы для себя решили, что будем развить новые категории, привносить высокие стандарты качества, профессиональную экспертизу и давать казахстанскому потребителю премиальный продукт.

– Чем больше мы заходим в нефинансовые сектора, тем сильнее убеждаемся, что опыт финансового сектора как раз там нужен. Наша сильная сторона в том, что мы всегда соответствовали международным стандартам по платежам, расчетам, торговле ценными бумагами. Теперь видим, что в отечественном агробизнесе недостает именно такой экспертизы, международного подхода.

– В Popeyes есть «золотой стандарт». Курица, во-первых, должна выглядеть золотой по цвету. Для этого всегда должно быть свежее масло. Во-вторых, курица должна быть хрустящей. В-третьих, важно сохранить сок самой курицы внутри. Поэтому эти процессы глубоко прорабатываются. Есть целая команда шеф-поваров и технологов, которые смотрят и отслеживают эти процессы внутри, и мы понимаем, что сейчас очень важно привести в Казахстан такие бренды и такие высокие стандарты, чтобы они побуждали заново переобучаться и переходить на новый уровень производства.

– Наш младший сын проходил практику в Popeyes, в какой-то момент он сказал: «Папа, ты знаешь, курицу на кости лучше заменить на филе». Я спрашиваю: «Почему?». Он говорит: «Понимаешь, курицу на кости ты жаришь 13,5 минут, а вот филейную часть – 7,5 минут. Можно расходовать меньше масла, времени, сил». Мы задумались над этой идеей. Вообще, для нас нормально, что дети идут на простую работу. Я сам, когда начинал практику, был и разнорабочим, и бетонщиком. Старший наш сын работал официантом, чтобы лучше людей понимать. Поэтому мы всегда любим, чтобы дети свой жизненный опыт получали на производстве.

– В Алматы хотим дойти до 10 ресторанов. Во второй половине 2025 года планируем открыть ресторан в Астане. Дальше рассматриваем соседние рынки. В целом, наш международный партнер очень доволен работой нашей команды здесь, в Казахстане. В частности, восхищены успехами локализации и соблюдением стандартов. На сегодняшний день мы довели локализацию до 80%. Она решает вопросы не только себестоимости, но и быстрой доставки, ее стабильности. События с нашим северным соседом, продолжающиеся санкции создают риски для обеспечения сырьем.

– Мы сделали очень большие инвестиции в рестораны. Оборудование в Казахстане не производится. Фактически 60% инвестиций – это затраты на оборудование для кухни. Плюс расходы на помещение, ремонт, подготовку, доступ к инфраструктуре. Ресторан обходится от $500 000 до $800 000 в зависимости от того, идет ли речь о самостоятельном помещении или локации внутри торгового молла. Закладываем 7-8 лет окупаемости ресторана, понимая, что его постоянно надо поддерживать на хорошем уровне. Для обеспечения качества меньше, наверное, невозможно инвестировать. Если вы хотите обеспечить качество, надо инвестировать.

– Переход на международные стандарты открывает большие двери и возможности для отечественных производителей. Но готовы ли они меняться? К сожалению, часто их горизонт планирования и видения составляет год-два. Загадывать наперед, покупать новое оборудование, пересматривать внутренние процессы – далеко не все к этому готовы. По тем же листьям салата или томатам у нас возникает много вопросов к производителю: откуда взял семена? где берешь удобрения? как происходит процесс выращивания? Казахстанские производители не хотят заморачиваться. Все привыкли продавать дешево и побольше, но нас в первую очередь волнует вопрос не количества, а качества.

– Страхование было для нас очень перспективным с точки зрения развития. Оно и сейчас остается таковым, потому что это институт социальной справедливости, когда удачливое большинство покрывает потери неудачливого меньшинства. То есть, система должна быть отработана, в том числе, в государственных масштабах таким образом, чтобы отслеживать и уменьшать риски. Нам это хорошо понятно, потому что мы не первый день работаем с международным рынком, который во многом обеспечивается управлением качеством, страхованием, гарантиями выполнения соответствующих стандартов, выполнением обязательств друг перед другом.

Следите за нашими новостями на InstagramFacebookYouTubeTelegrame

Всегда Ваш, Centras Group