Основатель Группы компаний «Сентрас» Ельдар Абдразаков дал интервью каналу «Форбс Казахстан»:
– Мы решили концентрироваться на премиальных продуктах. Почему для нас это важно? Потому что, как только вы занимаетесь дешевыми продуктами, то возникают ассоциации с Советским Союзом, когда запорожец считался вечным автомобилем. Почему вечный? Потому что купишь – потом не продашь. То есть, в стране очень много дешевой продукции, но крайне мало качественной. Поэтому мы для себя решили, что будем развить новые категории, привносить высокие стандарты качества, профессиональную экспертизу и давать казахстанскому потребителю премиальный продукт.
– Чем больше мы заходим в нефинансовые сектора, тем сильнее убеждаемся, что опыт финансового сектора как раз там нужен. Наша сильная сторона в том, что мы всегда соответствовали международным стандартам по платежам, расчетам, торговле ценными бумагами. Теперь видим, что в отечественном агробизнесе недостает именно такой экспертизы, международного подхода.
– В Popeyes есть «золотой стандарт». Курица, во-первых, должна выглядеть золотой по цвету. Для этого всегда должно быть свежее масло. Во-вторых, курица должна быть хрустящей. В-третьих, важно сохранить сок самой курицы внутри. Поэтому эти процессы глубоко прорабатываются. Есть целая команда шеф-поваров и технологов, которые смотрят и отслеживают эти процессы внутри, и мы понимаем, что сейчас очень важно привести в Казахстан такие бренды и такие высокие стандарты, чтобы они побуждали заново переобучаться и переходить на новый уровень производства.
– Наш младший сын проходил практику в Popeyes, в какой-то момент он сказал: «Папа, ты знаешь, курицу на кости лучше заменить на филе». Я спрашиваю: «Почему?». Он говорит: «Понимаешь, курицу на кости ты жаришь 13,5 минут, а вот филейную часть – 7,5 минут. Можно расходовать меньше масла, времени, сил». Мы задумались над этой идеей. Вообще, для нас нормально, что дети идут на простую работу. Я сам, когда начинал практику, был и разнорабочим, и бетонщиком. Старший наш сын работал официантом, чтобы лучше людей понимать. Поэтому мы всегда любим, чтобы дети свой жизненный опыт получали на производстве.
– В Алматы хотим дойти до 10 ресторанов. Во второй половине 2025 года планируем открыть ресторан в Астане. Дальше рассматриваем соседние рынки. В целом, наш международный партнер очень доволен работой нашей команды здесь, в Казахстане. В частности, восхищены успехами локализации и соблюдением стандартов. На сегодняшний день мы довели локализацию до 80%. Она решает вопросы не только себестоимости, но и быстрой доставки, ее стабильности. События с нашим северным соседом, продолжающиеся санкции создают риски для обеспечения сырьем.
– Мы сделали очень большие инвестиции в рестораны. Оборудование в Казахстане не производится. Фактически 60% инвестиций – это затраты на оборудование для кухни. Плюс расходы на помещение, ремонт, подготовку, доступ к инфраструктуре. Ресторан обходится от $500 000 до $800 000 в зависимости от того, идет ли речь о самостоятельном помещении или локации внутри торгового молла. Закладываем 7-8 лет окупаемости ресторана, понимая, что его постоянно надо поддерживать на хорошем уровне. Для обеспечения качества меньше, наверное, невозможно инвестировать. Если вы хотите обеспечить качество, надо инвестировать.
– Переход на международные стандарты открывает большие двери и возможности для отечественных производителей. Но готовы ли они меняться? К сожалению, часто их горизонт планирования и видения составляет год-два. Загадывать наперед, покупать новое оборудование, пересматривать внутренние процессы – далеко не все к этому готовы. По тем же листьям салата или томатам у нас возникает много вопросов к производителю: откуда взял семена? где берешь удобрения? как происходит процесс выращивания? Казахстанские производители не хотят заморачиваться. Все привыкли продавать дешево и побольше, но нас в первую очередь волнует вопрос не количества, а качества.
– Страхование было для нас очень перспективным с точки зрения развития. Оно и сейчас остается таковым, потому что это институт социальной справедливости, когда удачливое большинство покрывает потери неудачливого меньшинства. То есть, система должна быть отработана, в том числе, в государственных масштабах таким образом, чтобы отслеживать и уменьшать риски. Нам это хорошо понятно, потому что мы не первый день работаем с международным рынком, который во многом обеспечивается управлением качеством, страхованием, гарантиями выполнения соответствующих стандартов, выполнением обязательств друг перед другом.
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, Centras Group