В качестве члена экспертного совета Social Impact Awards Евгений Мухамеджанов, основатель ECO Network, оценил не только социальные проекты, но и готовность их авторов к диалогу с бизнес-сообществом. Его вердикт суров, но конструктивен: многим талантливым энтузиастам катастрофически не хватает навыка ясно говорить о своем деле. В интервью KGF Journal он рассказал, почему попросил всех подающих заявки записать короткий видео-питч, объяснил, куда исчезают экологические проекты, и дал пошаговый план, как социальной инициативе стать нужной и финансово устойчивой.
— Как вы оцениваете уровень заявок, поданных на Social Impact Awards в этом году?
— В этом году мы провели важный эксперимент: вместо длинных презентаций попросили участников записать короткий, до трех минут, видео-питч. Задача — четко рассказать о проекте и ответить на ключевые вопросы. Оказалось, для многих это серьезное испытание.
Люди не привыкли формулировать мысли коротко и ясно, им хочется пространных рассуждений. Это диагностический момент. Я понял, что участникам подобных конкурсов зачастую необходимо базовое обучение бизнес-мышлению. Часто приходят просто с горящими глазами и идеей, но без понимания, как ее «упаковать». Наш эксперимент стал лакмусовой бумажкой: он четко отделил тех, у кого есть хоть какое-то понимание модели и выручка, от тех, кто просто «бегает с идеей».
Что касается экологической номинации, то проектов пока мало. Для меня это немного загадка: призовой фонд в 5 миллионов тенге — хороший стимул для стартапа. Возможно, мне следовало активнее заниматься информационной работой, «трубить» об этом. На будущий год, если останусь в оргкомитете, обязательно буду предлагать предварительные обучающие сессии, чтобы помочь авторам научиться правильно рассказывать о себе.
— Возможно, в Казахстане просто мало экологических проектов?
— Их много! Я часто работаю в жюри экологических конкурсов. Просто для кого-то 5 миллионов — недостаточная мотивация, а кто-то принципиально не «светится». Часто создатели инновационных проектов — большие интроверты. Это не маркетологи-«рубахи парни». Я всегда говорю экологам-активистам: выступайте больше, говорите о себе! Это лучший способ получить быструю обратную связь. Я и сам учился выступать, записывая себя на телефон, пересматривая и перезаписывая снова. Эту «домашнюю работу» многие не хотят делать, приходят на конкурс, вываливают поток сознания и надеются на чудо.
— Насколько заявки соответствовали реальным запросам общества?
— Любая социальная проблема многогранна. Если ты делаешь правильное дело и у тебя есть потребители — ты точно решаешь какую-то ее часть. Вопрос не в этом. А в том, насколько ты эффективен и способен работать долгосрочно. Вот с этим чаще всего проблемы.
Можно решать очень узкую задачу — например, консультировать, как правильно подготовиться к приему у офтальмолога. Возможно, это настоящая боль для тысяч людей. Если ты ее нашел и к тебе начинают обращаться, пусть даже платя символические 500 тенге, — ты на правильном пути. Тебя начнут рекомендовать. Поэтому все представленные проекты в чем-то полезны. Но многие еще не нащупали свою модель. У них есть идея, но они не научились ее презентовать. Таким авторам еще рано получать серьезное финансирование.
Сначала нужно «сломать копья», что-то кому-то доказать на практике. Когда ты слушаешь человека в таком коротком питче, сразу понимаешь, был ли у него хоть один реальный кейс. Тот, кто уже решил чью-то проблему, рассказывает об этом иначе. Именно поэтому я настаивал на видеоформате. Он учит людей и сразу отсекает много шума.
— Что делать инициаторам социальных проектов, чтобы найти партнеров?
— Коротко доносить главное. Этому нужно учиться в первую очередь. Во-первых, найдите первых пользователей, которые разрешат вам попробовать решить их проблему. Во-вторых, найдите тех, кто готов будет за это решение заплатить. Если боль очевидна, а решение понятно, могут заплатить сразу. В-третьих, после этого начинайте выступать везде, где можно: замеряйте интерес, ведите соцсети, рассказывайте на мероприятиях. Возможностей сейчас много, но ими мало пользуются. Эти три шага на 80% приблизят вас к успеху. Либо грант станет не нужен, потому что выйдете на самоокупаемость, либо его дадут именно вам — потому что видно, что вы реально решаете проблему, а деньги нужны, например, на оборудование для масштабирования.
— Получается, социальные проекты должны переходить на уровень социального предпринимательства?
— Безусловно. Просто социальные проекты, живущие на гранты, — это тупиковый путь. Мировая тенденция — толкать всех в сторону предпринимательской модели. Всегда найдется тот, кто заплатит за ценность: корпорация, конечный потребитель, государство. Если никто не хочет платить — скорее всего, проект никому не нужен. Или же он работает не на результат, а на красивые отчеты для доноров.
— Социальное предпринимательство в Казахстане только зарождается?
— На самом деле, ситуация похожа на историю с креативной индустрии. Пока это был просто красивый термин, никто им не интересовался. Как только появились реестры, налоговые льготы, госзаказы и гранты для креативной индустрии — все вдруг осознали: «Оказывается, я — участник этой отрасли». Точно также и с социальным предпринимательством. Оно есть, но должен появиться стимул, чтобы эта сфера формализовалась.
— Спасибо за интервью!
О Social Impact Awards:
Social Impact Awards – инициатива KGF, цель которой состоит в том, чтобы отметить ведущих общественных деятелей Казахстана. Ключевые ценности, которые KGF продвигает через премию «AIQYN»: ясность идей, честность поступков, искренность намерений. Премия символизирует свет, который лауреаты приносят обществу своими действиями, делая добро видимым, понятным и вдохновляющим.
KGF — ведущая экспертная площадка в Центральной Азии, объединяющая лидеров для обсуждения ключевых тенденций в области экономики, бизнеса и управления. Миссия организации — способствовать устойчивому развитию и инновациям в регионе через диалог и обмен лучшими практиками.
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, Centras Group
