На форуме К25 поговорили с Константином Полуниным, партнером BCG, о вызовах и возможностях для компаний, ведущих бизнес в Казахстане.
— Константин, как текущая налоговая реформа скажется на инвестиционном климате Казахстана?
— Налоговая реформа, и в особенности предсказуемость условий, которые она устанавливает, — это основа основ благоприятного инвестиционного климата. Без этого трудно говорить о притоке реальных инвестиций. И это важно абсолютно для всех: не только для иностранных корпораций или крупного отечественного бизнеса, но — и это главное — для малых и средних предприятий, а также для различных общественных и некоммерческих организаций.
Само появление новой налоговой реформы заставляет каждого предпринимателя задуматься и пересмотреть свою инвестиционную стратегию. Компании начинают взвешивать, готовы ли они и дальше развиваться в своих текущих нишах или же стоит обратить взгляд на смежные направления. Но самым важным вопросом в этом процессе всегда становится правоприменение. Мало того, что написано в законах, — критически важно, как эти нормы будут работать на практике.
Уверенность бизнеса в новых правилах игры, их стабильность и четко обозначенный горизонт планирования — вот ключевой сигнал, который в конечном счете определяет активность малого бизнеса. Ведь малый бизнес по своей природе гибок. Да, он уязвим и может не выдержать резких перемен, но жизненный опыт показывает: он обладает удивительной способностью адаптироваться и находить пути решения даже в условиях меняющегося законодательства.
Вот только, как и крупный, так и иностранный бизнес, малые и средние предприятия хотят одного — предсказуемости. Прозрачности не только на бумаге, но и в самих механизмах применения новых правил. Именно в этой ясности и рождается та самая уверенность, что позволяет бизнесу не просто выживать, а смело смотреть в будущее.
— Выступая на форуме К25, сказали, что Казахстану нужно порядка $94 млрд инвестиций. На какой период и для каких целей?
— Эти инвестиции в основной капитал — не просто цифры в отчете; это необходимое условие для достижения целевых показателей, которые, в свою очередь, позволят экономике выйти на рост выше среднемирового, то есть на те самые 5–7 процентов.
Расчет этой цифры довольно прост: мы отталкиваемся от того, сколько Казахстан инвестирует в основной капитал сегодня, и определяем, какой объем вложений потребуется, чтобы обеспечить стране именно устойчивый, а не краткосрочный экономический рост.
— Повышение налогов не осложнит ли задачу по привлечению инвесторов?
— На мой взгляд, здесь стоит говорить о двух взаимосвязанных задачах. Первая — это, собственно, привлечение инвестиций. Но вторая, и куда более важная, — их грамотное распределение. То есть, принципиальный вопрос заключается в том, в какие именно сектора экономики, через какие каналы и с помощью каких механизмов эти средства будут направлены. Речь идет о прямых инвестициях в основной капитал, в банковский сектор, в облигации — нужно четко определить приоритеты.
Налоговая реформа играет здесь архиважную роль, ведь в любом, даже самом небольшом бизнес-плане, всегда присутствует строка под названием «налоги». Даже если у малого предпринимателя нет детального документа, у него есть внутреннее чутье — та самая интуиция, которая позволяет оценить, как новые налоговые правила повлияют на его риски и откроют ли они новые возможности.
Желание государства модернизировать налоговую систему понятно и объяснимо. Оставляя в стороне конкретные последствия реформы, которые пока сложно комментировать, хочу сделать акцент на другом. Любые преобразования в такой чувствительной сфере, как налоговая, должны быть предметом широкого и открытого обсуждения. Людям — предпринимателям — необходимо понимать, к каким результатам это приведет на практике. Они должны ясно видеть, по каким правилам будет осуществляться правоприменение, чтобы иметь возможность принимать взвешенные стратегические решения: стоит ли расширять бизнес, достаточно ли его сохранить в текущем виде или же придется пойти на сокращение.
— Анализировали ли вы настроения малого и среднего бизнеса? Если да, то каковы они?
— В рамках нашего исследования мы провели серию интервью с представителями глобальных компаний из самых разных секторов — производственного, финансового, энергетического, ритейла, а также с экспертами некоммерческих организаций и аналитических центров. Мы беседовали с ключевыми игроками в различных странах, включая, конечно, Казахстан. Что касается малого и среднего бизнеса, то здесь общение строилось скорее в формате интервью, без претензии на системный охват.
Мне кажется, что одна из президентских инициатив, прозвучавших в последнем Послании, — связанная с рейтингованием регионов по качеству инвестиционного климата, — могла бы стать отличным инструментом для честной и объективной оценки настроений в среде малого и среднего бизнеса. Речь именно о том, как сами предприниматели видят инвестиционную привлекательность своих регионов.
Опираясь на опыт создания подобных инструментов, могу сказать, что есть четыре ключевых аспекта, которые всегда выходят на первый план. Они универсальны и понятны любому предпринимателю, в каком бы уголке страны он ни работал. Это, прежде всего, доступ к земле. Затем — возможность подключиться к энергетическим сетям. Третий, и весьма чувствительный момент, — это давление, которое бизнес ощущает со стороны контролирующих органов: налоговых, правоохранительных, пожарных и других. И наконец, четвертый краеугольный камень — это доступ к финансированию, наличие работающих механизмов, позволяющих бизнесу расти.
— В каких аспектах у Казахстана сильные преимущества, а в каких – недостатки?
— Мне кажется, главная сила Казахстана — в его людях. В их искреннем желании работать, в способности и умении это делать. И что не менее важно — в том, что предпринимательство, стремление зарабатывать и обеспечивать себя и свою семью воспринимаются в обществе с большим уважением. Это, поверьте, есть далеко не везде, и это огромное преимущество. Можно сказать, в казахстанском обществе есть колоссальная потенциальная энергия — которую нужно лишь высвободить и грамотно направить.
Что для этого нужно? Я уже называл основные условия, но хотел бы добавить еще одно: крайне важно, чтобы государство активно инвестировало в людей — в их образование, в подготовку кадров. Ведь именно это и станет тем надежным фундаментом, на котором можно будет построить будущее.
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, Centras Group