Проблема Казахстана — не в отсутствии талантливых энтузиастов, а в том, что они живут в параллельных мирах с теми, кто может дать им ресурсы. Таким диагнозом и рецептом поделился в интервью KGF Journal политолог, общественный деятель и член экспертного совета Social Impact Awards Досым Сатпаев. Он призывает бизнес-сообщество смотреть на социальные проекты не как на благотворительность, а как на инвестиции в общее будущее страны, в «креативную экономику».
— Досым, какое значение для вас имеет Social Impact Awards?
— Талантливых людей у нас в Казахстане достаточно — в культуре, IT, образовании, медиа. Проблема в другом. Во-первых, они зачастую мало знают друг о друге. А во-вторых, и это главное, — нет надежного моста между теми, у кого есть идеи и готовность их реализовать, и теми, кто может оказать финансовую поддержку.
Это должен быть симбиоз, взаимный интерес. Государству и бизнесу выгодно развитое гражданское общество и множество рабочих социальных проектов — это двигает страну вперед, мотивирует людей, создает почву для креативной экономики. А активистам, в свою очередь, критически важна заинтересованность бизнеса и государства в поддержке этих трендов.
Именно в этом сила площадки Social Impact Awards — она создает тот самый недостающий мост между бизнесом и гражданскими инициативами. Нам нужно больше таких модераторов и посредников между секторами. Гражданские инициативы — «третий сектор», бизнес — «второй». Все мы — части одной системы под названием «государство». Без взаимодействия, живя в своих измерениях, мы не сдвинемся с места.
— Растет ли доверие между всеми этими сторонами?
— Доверие не падает с неба. Его нужно взращивать на фундаменте взаимного уважения и партнерских отношений. Речь не должна идти о патерналистской модели, где тот, у кого больше ресурсов, единолично решает, что правильно. Равноправие — вот что рождает настоящее доверие.
— Социальных инициатив много у молодежи. Но у новых проектов нет узнаваемости, будет ли к ним доверие?
— Демографический фактор — не главный. Взгляните на рейтинг «30 до 30» — в нем молодые люди из самых разных сфер, которые уже себя проявили. Возраст не играет решающей роли. Важны общие интересы и общая «волна».
Мы все в одной лодке под названием «Казахстан». Нам предстоит преодолевать штормы — геополитические, экономические. И делать это лучше вместе. Если будем грести в разные стороны, лодка не поплывет. А чтобы грести синхронно, нужно уважать каждого, кто действует на энтузиазме, из искреннего желания изменить страну к лучшему, а не просто критикует, лежа на диване. Такие люди заслуживают уважения бизнеса, тем более что многие предприниматели начинали с нуля, зачастую вопреки обстоятельствам. Им должно быть понятно: любой успешный социальный проект — это вклад в экономику страны.
— Давайте рассмотрим на примере ваших проектов. Вот вы развиваете свое издательство, которое тоже носит социальный характер? Как привлекате доноров?
— У меня был особый подход. Я ценитель независимости, поэтому более десяти лет назад создал небольшой фонд для реализации собственных замыслов. Мы не только издавали книги, но, например, открыли музей в Оперном театре им. Абая, библиотеку имени Аль-Фараби, финансировали документальное кино.
В основном — на собственные средства. Партнеров мы привлекали, исходя из их искреннего интереса к проекту. Я не хочу никого уговаривать. Мы просто начали делать. Когда окружающие увидели, что получается что-то интересное и полезное, они сами стали приходить с предложениями о помощи. Эта стратегия позволила выстроить прочную коллаборацию с разными игроками. Но мы точно ни за кем не бегали и ничего не просили. Мы показали дело — и люди потянулись к нему.
— Получается, главное — начать делать, а финансирование подтянется?
— Именно поэтому я делаю акцент на энтузиастах. Те, кто начинает работать, не ждут манны небесной. Они стартуют на своем локальном уровне. А когда дело «заводится» и все видят, что оно работает, — всегда найдутся желающие присоединиться.
— Спасибо за интервью!
О Social Impact Awards:
Social Impact Awards – инициатива KGF, цель которой состоит в том, чтобы отметить ведущих общественных деятелей Казахстана. Ключевые ценности, которые KGF продвигает через премию: ясность идей, честность поступков, искренность намерений. Премия символизирует свет, который лауреаты приносят обществу своими действиями, делая добро видимым, понятным и вдохновляющим.
KGF — ведущая экспертная площадка в Центральной Азии, объединяющая лидеров для обсуждения ключевых тенденций в области экономики, бизнеса и управления. Миссия организации — способствовать устойчивому развитию и инновациям в регионе через диалог и обмен лучшими практиками.
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, Centras Group
