Когда люди верят в то, что делают — побеждают
В этом году титул The Best CIO на саммите K-Tech 2025 получила Асель Марченко, Chief Technology Officer Национальной платежной корпорации Национального банка РК. Под ее руководством команда реализует проекты, которые меняют финансовую инфраструктуру страны: цифровой тенге, антифрод-центр, Gross Settlement House (система межбанковских расчетов).
В эксклюзивном интервью Асель рассказала нам о корпоративной культуре, роли AI и о том, почему «масштаб имеет значение».
— Асель, поздравляем с победой! Какие качества помогли вам и вашей команде завоевать титул Best CIO?
— Вовлеченность. Когда люди верят в то, что делают — результат приходит сам. Кроме того, они получают уникальный опыт. Наши проекты имеют страновой масштаб: это не просто IT-решения, а инфраструктура, которая влияет на жизнь каждого казахстанца. Например, антифрод-центр борется с мошенничеством в реальном времени. Цифровой тенге выводит Казахстан в авангард стран, внедряющих CBDC. А наша система Gross Settlement House обрабатывает все межбанковские переводы с uptime 99,6–100%. Мы — IT-компания Нацбанка, и наша миссия — обеспечивать отказоустойчивость финансовой системы. Такой опыт бесценен.
— Как вы развиваете вовлеченность сотрудников?
— В этом нам помогает наша корпоративная культура. В 2023–2024 годах мы сформулировали ее принципы и начали внедрять. Понятно, что у людей уже были базовые навыки, но нам показалось очень важным систематизировать их, определив ключевые ценности для формирования команды и развития сотрудников. У меня есть любимый анекдот на эту тему. HR спрашивает у CEO: «Что если мы обучим сотрудников, а они уйдут?». На что CEO отвечает: «А что если мы их не обучим, и они останутся?». Люди, как бы это банально не звучало, — ключевой актив. Но важно не просто нанимать экспертов, а интегрировать их в ценности компании.
— В чем уникальность вашей корпоративной культуры?
— Не только обучение. Важно поддерживать людей, но и принимать трудные решения. Был у нас такой случай: в команде был гениальный, но токсичный эксперт. Пришлось с ним расстаться — ради здоровья коллектива. Ценности превыше всего, вокруг них мы все объединяемся. Если у людей единые принципы — им проще найти общий язык и точки соприкосновения, чтобы прийти в итоге к компромиссу. Если нет — даже самый талантливый специалист станет проблемой.

— Тема K-Tech 2025 — AI-агенты. Снизится ли роль человека?
— Нет. Во время выступления на саммите Арман Сулейменов выделил три качества, которые выходят сегодня на первый план, и которых нет у ИИ: вкус, человечность и инициатива. Надо понимать, что AI-агенты — это лишь эволюция RPA (роботизации процессов). Раньше автоматизировали жесткие сценарии, теперь ИИ может принимать решения в неопределенности. В детстве я обожала читать фантастику, люблю произведения Айзека Азимова. В его книгах роботы были мечтой, но не хватало технологий. Сейчас с появлением новых моделей, вполне возможно, мы получим этих домашних роботов. Этот технологический рывок, который произошел, действительно не стоит недооценивать. Революция, которая происходит прямо сейчас, приводит к изменениям, которые мы можем использовать с пользой для себя: получать профит или сокращать расходы. Но люди остаются главными творцами.
— Используете ли вы ИИ в своей компании?
— Да, прямо сейчас у нас происходит разработка определенных моделей. Мы их обучаем самостоятельно. Вы, наверное, слышали про национальный антифрод-центр, который на нашей базе функционирует. Как раз-таки ИИ-модели у нас сейчас проходят обучение. Это первый проект, где мы внедряем AI в реальном режиме. ИИ анализирует транзакции, выявляет подозрительные операции быстрее человека. Но финальное решение — всегда за экспертом.
— Что бы вы сказали тем, кто хочет повторить ваш успех?
— Масштаб имеет значение. Не бойтесь браться за страновые задачи. Но помните: технологии — инструмент. Главное — люди, которые верят в общие цели.
P.S.: Национальная платежная корпорация уже запускает AI-модели, а Казахстан становится полигоном для fintech-инноваций. Следите за проектами — они меняют правила игры.
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame