Арман Шокпаров: “Почему Узбекистан в мире знают все, а нас – почти никто?”

Вы сейчас просматриваете Арман Шокпаров: “Почему Узбекистан в мире знают все, а нас – почти никто?”

В рамках Kazakhstan Growth Forum мы проводим исследование по конкурентоспособности и инновационности в Казахстане. Полная версия исследования будет представлена на К24: Kazakhstan Growth Forum. Своим мнением поделился Арман Шокпаров, основатель On-Point:

– Сложности тормозят неуклонный рост. Они, в первую очередь, упираются в недостаточность ресурсов, особенно человеческих. У нас не всегда есть синергия высшего учебного заведения и бизнеса. Есть очень большая бюрократия в рамках Министерства науки – там встречаются старые методы обучения, которые пока еще сложно поменять. Это приводит к тому, что много ребят сейчас у нас – самоучки, люди могут не рассматривать высшее образование как свое будущее. Они идут учиться на онлайн-программах в школах, быстро выходят на рынок и в практическом формате познают бизнес и выводят стартапы. Если мы говорим про людей, у которых есть правильные компетенции и образование, то их еще меньше. Но даже с этим мы как страна выдаем хорошие результаты, проекты и кейсы по всему миру.

Наша инновационность зависит от отрасли. В каких-то моментах Казахстан сильно опережает соседние страны и может дать большую фору другим странам. Банковский сектор, телеком, то они очень прогрессивно двигаются. То есть нельзя сравнивать нас с какими-то странами СНГ или постсоветского пространства, мы достаточно сильно ушли вперед. Но в традиционных отраслях – логистика, горнорудный сектор – автоматизация и инновационность ограничена. Там есть куда развиваться.

Прорыв возможен в активных отраслях. Например, Kaspi – это кейс, который знают сейчас во многих странах мира. Другой яркий образец отечественных инноваций – Egov. Наш способ цифрового взаимодействия правительства с гражданами стоит продвигать и экспортировать за рубеж, это сейчас уже делают в страны Африки. Также интересны решения, которые помогают мобильным операторам, правительству и силовым структурам отслеживать конъюнктуру среди населения. Эти технологии в Казахстане очень продвинуты. Если мы говорим про стартапы, то у нас очень много умных, талантливых ребят, которые активно уезжают за рубеж, открывают там бизнесы и даже масштабируют их на зарубежные рынки. Пример наших ребят в Калифорнии, которые показывают крутые результаты, говорит о том, что это вполне возможно. У нас таких историй пока не так много. Но за счет увеличения количества у нас появится качество.

Сейчас наша конкурентоспособность растет. Но это маленькая аудитория талантов, которая часто решает покинуть страну, потому что за рубежом они очень востребованы. Они достаточно активно работают и просят не так много денег по сравнению с другими. Казахстанский персонал себя зарекомендовал хорошо, и люди ищут такие кейсы.

В связи с геополитикой Казахстан проигрывает. Отдельно можно выделить продвижение страны на глобальном уровне в медийном пространстве. У меня была поездка в США и Европу в этом году. Не все знают, откуда я, но все знают Узбекистан. Я говорю – да, это рядом с нами. У Узбекистана прогрессивная история продвижения на зарубежных рынках за счет пиара, за счет их культуры и кухни, идентичности в одежде, и других аспектах. Мы же, как страна, к сожалению, пока еще активно в эту историю не смотрим. Нужно это делать системно, это должно работать в рамках общей стратегии. И тогда про Казахстан будут знать больше людей, инвесторы с готовностью будут приходить сюда, открывать бизнесы, формировать площадки.

У нас много преимуществ. Редкоземельные металлы, большая негустонаселенная территория. Даже строительство атомной электростанции – плюс. Построить ее в не густонаселенной локации проще, чем в каком-то европейском городе или регионе, где очень много людей на квадратный метр. У нас есть география, люди, полезные ископаемые. Нефть уже не входит в эту историю. Но пока мы еще не вошли в эру активных разработок. Может еще прокачать историю Байконура? Потому что не у всех есть такие большие инфраструктурные площадки. Я уверен, что у нас найдутся свои яркие звездочки, которые, как демарш, зажгутся во всем мире и будут транслировать Казахстан как ту локацию, откуда они приехали и куда они готовы приглашать своих знакомых, бизнес-партнеров, фанатов. Благодаря им Казахстан тоже поднимется в рейтинге.

Следите за нашими новостями на InstagramFacebookYouTubeTelegrame

Всегда Ваш, Centras Group