Аида Альжанова, международный эксперт по корпоративному управлению и правам женщин, убеждена: разделять бизнес и общество — опасная иллюзия. В интервью KGF Journal, будучи членом экспертного совета Social Impact Awards, она объясняет, почему корпоративная социальная ответственность (КСО) — не благотворительность, а стратегическая инвестиция в собственную устойчивость. От гендерного баланса в советах директоров до силы потребительского выбора — Аида Альжанова рассматривает КСО как сложный организм, где рост осознанности, требования рынка и финансовая выгода образуют неразрывный цикл.
— Аида, как вы оцениваете роль Social Impact Awards в повышении КСО?
— Данная инициатива важна тем, что объединяет бизнес и социум. Каждый предприниматель живет в обществе: у него есть семья, дети, окружение. Невозможно заниматься только извлечением прибыли, игнорируя контекст. Поэтому продвижение корпоративной ответственности, которым занимается Social Impact Awards — это вопрос осознания бизнесом своей роли в формировании той среды, где он существует.
Доказано: бизнес, который в процессе своей деятельности никому не вредит, в долгосрочной перспективе успешнее. Люди начинают ценить компанию, только убедившись в ее безвредности. Такие инициативы, как ваша, созданные бизнесменами, — это не дань моде, а реальный вклад в общество. Без качественного социума не будет ни платежеспособных потребителей, ни высоких доходов.
Сегодня потребитель становится все более осознанным и ожидает того же от бизнеса. Яркий мировой тренд — растущая роль женщин. В социальной сфере их участие традиционно высоко, но теперь оно уверенно растет и в бизнесе. Это радует, поскольку экономическая независимость женщин расширяет возможности для решения комплексных проблем. Важно не противопоставлять, а говорить о синергии: мы живем и работаем в одном социуме, взаимно обогащая друг друга.
— Видите ли вы реальное влияние программ по вовлечению женщин в экономику?
— Человек, независимо от пола, — это экономическая единица. Если не вовлекать половину населения в развитие экономики, мы теряем колоссальные инвестиции, уже вложенные в их школьное и университетское образование. Взгляните на страны, где доступ женщин к образованию ограничен, — все они находятся в числе экономически отстающих.
— Приводит ли рост числа женщин в руководстве компаний к повышению их социальной ответственности?
— Смотрите, у нас в Казахстане больше женщин с высшим образованием, чем мужчин, но на уровне принятия решений их значительно меньше. Это проблема, которую необходимо решать. Я считаю, чем больше женщин в руководстве, тем больше будет социально ориентированных программ и бюджетов, которые учитывают потребности всех групп — мужчин, женщин, детей, пожилых. Это вопрос баланса. Когда решения принимаются одной группой, возникает множество слепых зон. Мужчины у руля бизнеса не всегда знают, сколько стоят хлеб и молоко или как выбрать школу для ребенка.
Социально ответственным может быть и бизнес, где руководят только мужчины. Но ключ в другом: любой бизнес, где на высшем уровне представлено разнообразие мнений (гендерное, этническое, возрастное), — более успешен и устойчив. Если вы хотите завоевать широкий рынок, вы не можете учитывать лишь точку зрения одной группы.
Женщины — одна из крупнейших социальных групп. Повышение их экономического статуса напрямую ведет к росту потребления, что в потребительской экономике, основанной не на производстве, а на спросе, является мощным драйвером роста.
— Помогают ли стандарты ESG вывести КСО на новый уровень?
— Безусловно. Для корпораций, стремящихся выйти на биржу, соответствие стандартам ESG (Environmental, Social, Governance) становится обязательным требованием. Такие компании лучше котируются, их акции ценятся выше.
— Компании выполняют эти стандарты из-за требований рынка или из-за роста внутренней осознанности?
— Это вопрос курицы и яйца. Корпорации стремятся к максимальной прибыли и учитывают стандарты ESG для выхода на биржу, где можно привлечь более дешевые ресурсы. Но в процессе этой работы они действительно становятся более социально ответственными, начинают больше инвестировать в социальные проекты, что, в свою очередь, приносит им большую прибыль. Это неразрывный цикл. Нельзя быть успешным в бизнесе и при этом деструктивным для общества.
— Правда ли, что современные потребители действительно выбирают социально ответственные бренды? Или это миф?
— Этот тренд набирает силу. Вспомните скандал вокруг «Сулпака», когда компания вырубила деревья. Общественный резонанс был таким, что люди какое-то время массово отказывались от посещения «Сулпака». Компании пришлось запустить целый ряд социальных программ, чтобы вернуть доверие. Люди становятся более осознанными, особенно в вопросах экологии. Мы идем по тому же пути, что и другие страны, просто с некоторой временной задержкой. Рано или поздно спрос на ответственность станет решающим фактором для всех.
— Спасибо за интервью!
О Social Impact Awards:
Social Impact Awards – инициатива KGF, цель которой состоит в том, чтобы отметить ведущих общественных деятелей Казахстана. Ключевые ценности, которые KGF продвигает через премию «AIQYN»: ясность идей, честность поступков, искренность намерений. Премия символизирует свет, который лауреаты приносят обществу своими действиями, делая добро видимым, понятным и вдохновляющим.
KGF — ведущая экспертная площадка в Центральной Азии, объединяющая лидеров для обсуждения ключевых тенденций в области экономики, бизнеса и управления. Миссия организации — способствовать устойчивому развитию и инновациям в регионе через диалог и обмен лучшими практиками.
Следите за нашими новостями на Instagram, Facebook, YouTube, Telegrame
Всегда Ваш, Centras Group
